Праздники середины зимы
В начале было зимнее солнцестояние – самый короткий день и самая длинная ночь в году; период, который почти у всех людей ассоциируется с самым глубоким мраком и в то же время – с новой надеждой. В древних культурах существовали схожие праздники середины зимы – сатурналии у римлян, йоль у кельтов и германцев, коляда у славян.
Потом пришло Рождество. К тому времени, когда христиане решили отмечать этот праздник, уже никто не знал даты рождения Христа. «25 декабря» было выбрано по причине все того же символизма – на заре юлианского календаря зимнее солнцестояние выпадало на эти сутки. Интересно, что в протестантском богословии есть довод, что Христос мог родиться когда угодно, но только не в середине зимы, потому что предание содержит сюжет о пастухах, а зима – не время для выпаса скота (довод не абсолютный с учетом южных широт Вифлеема и климатического оптимума римской эпохи).
Больше тысячи лет средневековый христианский мир праздновал Рождество вместе. Но несовершенный юлианский календарь все дальше уходил от своих первоначальных дат, добавляя лишние 11 минут к каждому году и почти сутки к каждому веку (попутно смещая «25 декабря» к середине зимы), что привело к созданию более точного григорианского календаря. С календарями разошлись и пути празднования Рождества. Прижившиеся названия «православное Рождество» и «католическое Рождество» не вполне корректны. 7 января Рождество празднуют только 5 из 15 православных церквей (хотя это около 80 % верующих). Более того, также и 25 декабря празднуют Рождество не все католики (есть католики восточного обряда).
Что касается Нового года, тут не было единообразия – у древних римлян год начинался 1 марта, в Византии и на Руси – 1 сентября (учебный год – отголосок той же традиции). Однако на большей части Европы начало календарного года (как и новой эры) привязали к Рождеству. Так было на протяжении всего средневековья, пока в 16-м веке с подачи венецианцев Новый год не сдвинулся на более практичное «1 января», не потеряв, однако, своего рождественского окраса. И, как мы знаем, на этом не закончилось – люди, не воспринявшие всем сердцем григорианский календарь, придумали отмечать еще и «Старый Новый год» – такой обычай есть на Руси, в Сербии и… в Швейцарии.
Поэтому зимнее солнцестояние, оба Рождества, два Новых года – по сути, один и тот же праздник: как если бы свет Вифлиемской звезды прошел через призму Исаака Ньютона.
Всем Любви и счастья! Будьте осторожны с источниками огня и электричеством! Присматривайте за детскими шалостями! И пусть Волшебство коснется Вашего дома!
П.В. Гатилов