РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»

Корпоративное издание «Наше дело»

our job

Темы

Осторожно – кибермошенники!

12 proydennykh shagov 02

За 2020 год, в нашей стране было совершено более 25 тыс. киберпреступлений. Наиболее распространённые из них – фишинг (подделка сайтов, аккаунтов), вишинг (телефонное мошенничество с применением методов социальной инженерии), а также взлом учетных записей пользователей с помощью вредоносных программ. Самое главное условие для такого развития событий – недостаточная цифровая грамотность населения. Чтобы не стать жертвой мошенников, мы решили составить небольшую памятку для Вас, наши дорогие коллеги, чтобы с ваших зарплатных карточек не украли ваши кровно заработанные деньги, т.к. совсем недавно, сотрудник нашего предприятия стал жертвой интернет-мошенничества. Вот главные пункты, которыми необходимо руководствоваться, имея банковскую карту.

Никому не сообщайте: 16-значный номер на вашей карточке (на лицевой стороне), срок действия карты (на лицевой стороне), имя и фамилию, напечатанную на карте, CVC-код (на обратной стороне), текст СМС-сообщений от банка, PIN-код от карты, логин и пароль от интернет-банкинга. В качестве исключения, 16-значный номер карты можно сообщать только проверенным людям, и только в тех случаях, если на вашу карту хотят перевести деньги. Для этого нужен только 16-значный номер карты.

Если вы не сильны в понимании принципов работы интернет платежей, но хотите совершать покупки в интернете, либо оплачивать интернет услуги – заведите другую банковскую карту для платежей в интернете, на которую вы сможете переводить небольшие суммы для оплаты ваших нужд в интернете.

Не перезванивайте и не направляйте ответные SMS, если Вам поступило сообщение о блокировании банковской карты. Для начала свяжитесь с банком, обслуживающим Вашу карту.

Установите лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.

Не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства.

Подключите услугу 3D-secure для оплаты платежей в интернете (данная услуга подразумевает под собой использование одноразовых смс паролей в момент оплаты).

Будьте осмотрительны в отношении электронных писем с вложенными картинками, поскольку файлы могут содержать вирусы. Открывайте вложения только от известных Вам отправителей. И всегда проверяйте вложения на наличие вирусов, если это возможно.

Не заполняйте полученные по электронной почте формы и анкеты. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах.

Если в социальных сетях Вы получили сообщение от друзей, знакомых или близких с просьбой о переводе небольшой суммы денег, или просьбой положить денег на телефон, обязательно перезвоните им лично, и убедитесь, что именно они просят вас об этом. В большинстве случаев такие письма рассылают взломщики страниц социальных сетей, и возможно страницу ваших близких взломали.

Ниже приведены примеры таких случаев:

  1. Злоумышленник после несанкционированного доступа к страницам пользователей в социальных сетях рассылает пользователям, находящимся в разделе «Друзья», сообщения, носящие, в себе просьбы в оказании помощи в переводе денежных средств под различными предлогами: «Привет, не мог ли ты одолжить мне денег, отдам через пару дней», «Привет, положи пожалуйста 10 рублей на телефон, я отдам», «Привет, можно я переведу тебе на карту свои деньги, а то у меня закончился срок действия карты (или не получается перевести на свою)». Далее неравнодушным пользователям он входит в доверие и якобы для перевода им денежных средств просит сообщить реквизиты банковских платежных карт и коды из смс-сообщений банка, после чего пользователь, будучи введенным в заблуждение относительно лица осуществившего указанную рассылку, и не догадываясь о преступности его намерений, сообщает ему указанные сведения, ввиду чего злоумышленник получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает их хищение. Проведя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, злоумышленник зачастую сообщает пользователю, что у него что-то не получается и просит повторить указанные действия с какой-либо другой картой (родственников или знакомых).
  2. На торговой площадке «Куфар», «Барахолка», «Онлайнер» и т.д. злоумышленник находит объявление, размещенное пользователем о продаже какого-либо имущества, после чего в различных мессенджерах пишет указанному пользователю о том, что хотел бы приобрести его имущество, указанное в объявлении, однако по различным причинам не имеет возможности за ним приехать. Он предлагает произвести оплату путем перевода денежных средств на банковскую платежную карту продавца, и после того, как пользователь соглашается, высылает в его адрес ссылку с фишинговой (поддельной) страницей сайта какого-либо банковского учреждения либо службы доставки, например «Доставка Куфар», «Белпочта (ЕМС)», «курьерская служба (СДЭК)», «Европочта» и т.д. (страница может быть визуально схожа со страницей интернет-банкинга либо службы доставки, как правило, и отличается только символом в адресной строке доменного имени сайта). Переходя по указанной ссылке, пользователь не замечает, что находится не на действующей странице интернет-банкинга определенного банка либо службы доставки. В открывшемся окне на указанном сайте пользователю, как правило, предлагается ввести реквизиты банковской платежной карты, свой логин и пароль от интернет-банкинга, паспортные данные, CW-код, а также коды из смс-сообщений банка. Введя указанную информацию, пользователю сообщается об ошибке либо отсутствии платежа. В это время, получив всю указанную информацию, злоумышленник вводит на действительном сайте банка, после чего получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает их хищение. Проведя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, злоумышленник зачастую сообщает пользователю, что у него что-то не получается и просит повторить указанные действия с какой-либо другой картой (родственников или знакомых).
  3. На торговых площадках «Куфар», «Барахолка», «Онлайнер» и т.д. злоумышленник размещает объявление о продаже какого-либо имущества, пользующегося спросом, и выставляет цену зачастую ниже рыночной. Пользователи, увидевшие указанное объявление, пишут лицу его разместившему, и в ходе переписки злоумышленник сообщает что не имеет возможности встретиться для передачи указанного в объявлении имущества и предлагает воспользоваться услугами «Доставка Куфар», «Белпочта (ЕМС)», «курьерская служба (СДЭК)» «Европочта» и т.д. Получив согласие, злоумышленник высылает в адрес пользователя ссылку с фишинговой страницей сайта какого-либо вида доставки, где на указанном сайте пользователю, как правило предлагается ввести реквизиты банковской карты для оплаты товара либо услуг курьера, либо паспортные данные, номер мобильного телефона, CW-код, а также коды из смс-сообщений. После введения указанной информации, пользователю, как правило, сообщается об ошибке либо сайт перестает загружаться (зависает). В это время, получив всю указанную информацию, злоумышленник вводит ее на действительном сайте банка, после чего получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает их хищение. Проведя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, злоумышленник зачастую сообщает пользователю, что у него что-то не получается и просит повторить указанные действия с какой-либо другой картой (родственников или знакомых).
  4. На мобильный телефон физического лица поступает входящий звонок от злоумышленника. Как правило, в указанном способе злоумышленник пользуется сервисом по подмене номера телефона и указывает абонентский номер, принадлежащий какому-либо банку или схожий с ним. Далее злоумышленник представляется сотрудником банка (он может назвать пользователя по имени и отчеству, а также назвать часть номера банковской карты, либо информацию о недавно совершенных оплатах). Злоумышленник сообщает о подозрительных. операциях по переводу денежных средств на крупные суммы на карт-счета иностранных банков либо иных лиц. Когда пользователь сообщает, что никаких операций он не производил, злоумышленник сообщает, что указанные операции необходимо заблокировать, в связи с чем просит пользователя сообщить отдельные реквизиты банковской платежной карты, либо паспортные данные, после чего сообщает, что в адрес пользователя он высылает СМС-сообщения с кодами, которые ему необходимо будет назвать. В это время всю полученную информацию злоумышленник вводит на действительном сайте банка, после чего получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает их хищение. (Вся запрашиваемая информация известна сотрудникам банка, и они не стали бы спрашивать ее в ходе телефонного разговора).

Будьте внимательны и осторожны при разглашении своих данных и реквизитов банковских карт, не позволяйте злоумышленникам украсть ваши деньги!

Корпоративное издание «Наше дело»

Корпоративное издание – единое информационное пространство, способствующее сплочению коллектива, укреплению деловой репутации и позитивного имиджа предприятия.

Редакционный совет

Войтик А.А.
Борсукова И.В.
Масейшина В.В.
Гатилов П.В.
Гацко М.Ю.
Кармазин С.Н.
Мельникович С.А.
Гладченко Н.К.
Сташкевич К.В.
Миткевич Е.С.

Напишите нам

Напишите нам

Ваше сообщение было успешно отправлено

Контакты

Ирина Викторовна Борсукова

e-mail: gazeta@bpovc.by

тел.: +375 17 308 14 56

Министерство труда  и социальной защиты  Республики Беларусь
Республиканская  Лотерея «Мiласэрнасць»
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Цели устойчивого развития в Беларуси
Биометрические  документы  Республики  Беларусь

logo